МЕДЖИДОВА А.С. - международный эколог, к.п.н.,
член правления Азербайджанских культурных центров в Узбекистане


Экообразование в процессе творческой деятельности учащихся


Как показали итоги Международной пресс-конференции, посвященной Всемирном) дню охраны окружающей среды (03.06.2005 г.. г. Ташкент), характерной чертой современной экологии является интерес к процессам, охватывающим всю биосферу. Однако, несмотря на то. что имеются глубокие исторические корни изучения экологии, но и сегодня неоднозначно отношение ученых к аспектам ее изучения и применения. Во всем мире и в нашей Республике продолжает наблюдаться кризис в отношении людей и экологическим знаниям, необходимости и качества его приобретения. Ведь нами жизнь, наши научные знания и подходы к объяснению окружающих нас явлений непрерывно меняются. Поэтому к числу важных проблем человечества относятся проблемы образования: «каким должно быть экообразование в основной школе? В учреждениях дополнительного образования?».

На основе теоретических строений структуры современного общего и дополнительного образования нами исследуются проблема экологического образования, подростков в процессе их творческой деятельности.
Одной из главных задач в процессе развития Республики в условиях рыночной экономики -совершенствование современной личности, для чего требуется создание научно-обоснованной, опирающей на принципы специальной методологии воспитания (Б. Зиямухамедовым и пр.). Необходимость наметить такие теоретические пути социального развития, которые способствовали бы адаптации людей в соответствии с социальным заказом, выдвигаемым обществом.

Решение этой проблемы должно осуществляться по двум направлениям: по линии образования -путем управления социальной культуры современной личности, воздействуя на социоадапташюнные механизмы человека, и по линии охраны социальной среды от чуждой идеологии и морали. «Это соответствует в основном направлению программы Республики Узбекистан по подготовке национальных кадров».
При решении проблемы экообразования современной личности немаловажную роль играет уровень экологической культуры каждой личности. Для ее формирования необходимо создать лля педагогов специальную методологию, опора на которую позволила бы осуществить образовательный процесс на всех уровнях: как уроках, так и занятиях, органически вплетая в их структуры экологическое образование молодежи и полнее используя потенциальные возможности учреждения дополнительного образования.
Усиление гуманистических начал и образование, непосредственно связанные с формированием и развитием творческих качеств личности подростков: как показывает опыт работы, индивидуальный подход. вариативность и профильность образования во внешкольных учреждениях наибольшей мере позволяет формировать эти качества личности воспитуемых. открывает в этом направлении большой простор для педагогов, руководителей кружков, методистов и области инновации.

В основу строения методологии экологического образования подростков нами положена творческая деятельность как важный фактор гуманизации современной личности, для разработки которой мы рассматриваем психолого-педагогические и социальные основы экологического образования подростков.
Анализируя результаты исследований ученых психологов, социологов, педагогов по экологии позволили нам разработку психолого-педагогической молодежи творческой личности подростков на современном этапе, а также дидактических требований конструктнрованию творческих задании для данного возраста в учреждениях дополнительного (внешкольного образования), способствующие экологическому образованию личности.

Несмотря на усилившиеся в последние годы интерес научных исследований к экологии, ее творческим проблемам и практическим задачам логический аспект экологического образования в процессе творческой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования все еще не разработан. Такое положение отрицательно сказывается на эффективности, исследований по экологическом) образованию подростков, затрудняет повышению их теоретического уровня и практической значимости. Особого внимания заслуживает анализ таких компонентов логической структуры исследования. экологического образования, как проблема, объект и предмет, понятийно-терминологических аппарат исследования, гипотеза, методы, а также обоснования подходы к научной и практической новизне исследования и ее объективной ценности.

Сравнение направлений решений исследуемой проблемы в Узбекистане с основными объектами психолого-педагогических социальных основ,проблемы экологического образования акцентируют внимания на научном и практическом решении слабо разработанных или вообще не разработанных вопросов. Так. несмотря на то, что в Узбекистане приступили к созданию единой республиканской системы управления экологическим, к нерешенным также относятся разработки пепхолого-педагогических и социальных условий и возможностей внешкольных учреждений в экологическом образовании подростков, в разработке научнойметодике экологического образования в процессе творческой деятельности в учреждениях дополнительного образования.

Успешное решение проблемы экологического образования в процессе творческой деятельности подростков учреждения дополнительного образования полагаем возможным при наличии определенных психолого-педагогических и социальных условий: зависящих от самих учашихся, от учреждений дополнительного образования, необходимость организации кружков, первичных организаций экологии и здоровья, охраны природы, научных обществ и клубов по интересам учашихся; ведущую роль органов народного образования в педагогическом руководстве деятельности внешкольных учреждений по экологическому образования учащихся расширение сети, организация качества занятий в кружках, экологической направленности, клубов по интересам, обслуживающих учащихся по месту жительства; комплексный подход к построению специальной системы развития внешкольного экологического образования в процессе творческой деятельности. Где деятельность представляет с собой целостную и динамичную систему, функционирование которой предполагает поэтапное формирование у учащихся социально-педагогически значимых экологической культуры и мышления: реализацию управлении и деятельности функций планирования, организации, регулирования, корректирования итогов учета и контроля, необходимых на современном этапе развития Республики.

В условиях зависящий, от учреждений дополнительного образования включены: наличие необходимой материально-технической базы: подбор кадров и их расстановка; проведение работы по экологическому образованию учащихся; обеспечение скорейшего адаптации кружковцев к новым условиям; ориентация всей работы с кружковцами 1-го года занятий и формирования экологического мышления с учетом профиля кружка и обеспечение необходимыми экологическими знаниями, умением и навыками; экологическая направленность всех видов учебно-воспитательной и образовательной работы в экологическом образовании: вооружение учащихся основам научно-исследовательских работ: постоянная связь с выпускниками, оказание им разносторонней помощи; формирование психологической готовности к экологической активности и мышления; теоретическая и практическая подготовка к овладению экологическими знаниями, умением и навыками: постоянное совершенствование педагогического мастерства; содружество учреждений дополнительного образования со школами всех типов семей, общественностью, международным экофорумам.

Проведенная опытно-экспериментальная экологическая работа позволила нам сделать выводы о том, что педагогический процесс экологического образования это - целенаправленная деятельность, отличающаяся от других тем. что она содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с выраженными педагогическими объектами. Она устремлена на выяснение существенных характеристик экологических явлений, процессов, которые в итоге выступают как важные обобщения в форме принципов, закономерностей, реализации законов и конвенций Международных соглашений об охране окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz