ЭКОАНТРОПОКОСМИЗМ Антропокосмизм как основа
Монография посвящается проблеме становления и развития экологического образования и воспитания. Анализируются основные черты и общие установки. Рассматриваются научные разработки автора – члена Президиума Правления Ассоциации Азербайджанских культурных центров в Республике Узбекистан, участника Международной организации экологии и здоровья «ЭКОСАН», тренинга представительства ООН «Цели развития тысячелетия в Узбекистане» 2005г., инициатора первой научно-исследовательской лаборатории по проблемам экообразования и воспитания молодежи во внешкольных учреждениях Узбекистана. Впервые научно обосновываются приоритетные направления деятельности внешкольных учреждений в экологическом образовании, воспитания и антропокосмизм, как основа этого образования в процессе творческой деятельности обучаемых. Разработана научно-педагогическая модель реализации идей о глобальности жизни. Приводятся конкретные данные, полученные в результате научно-педагогического эксперимента, разработанных, апробированных и внедренных в практику внешкольных учреждений и созданного автором Центра одаренной молодежи в Ташгидрометколледже Главного Управления по гидрометеорологии при Кабинете Министров Республики Узбекистан экопрограмм «Мониторинг по окружающей среде», «Глобальные наблюдения за состоянием водных объектов и атмосферного воздуха – ГЛОУБ-ЭКОСАН» и др. в рамках международной экопрограммы «ИНТЕКОЛ». Дана оценка ситуации: необходимость коренных изменений отношений к природным ресурсам, условие выхода из антропологического кризиса. Для специалистов и всех тех, кто интересуется проблемами образования, воспитания и экологии.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени НИЗАМИ На правах рукописи УДК 100.27:371. 0: 155. 4
МЕДЖИДОВА Алмаз СамедовнаАНТРОПОКОСМИЗМ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
13.00.02 – Теория и методика образования и воспитания (экология) А В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Ташкент - 2008
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени НИЗАМИ
УДК 100.27:371. 0: 155. 4
МЕДЖИДОВА Алмаз СамедовнаПриложения к диссертации АНТРОПОКОСМИЗМ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Специальность 13.00.02 – Теория и методика образования и воспитания (экология) на соискание ученой степени доктора педагогических наук
Ташкент - 2008
АББРЕВИАТУРЫ
АК - Антропокосмизм БС - Биосфера «БиоЭКОСАН»- Учебно-методический комплекс «БиоЭКОСАН» при Министерстве народного образования Республики Узбекистан ВВ - Внешкольное воспитание ВВР - Внешкольная воспитательная работа ВД - Внешкольная деятельность ВО - Внешкольное образование ВР - Внешкольная работа ВУ (УДО) - Внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования) ВЭО - Внешкольное экологическое образование ГЖ - Глобальность жизни ИоГЖ - Идеи о глобальности жизни МАК - Мышление антропокосмизма НТП - Научно-технический прогресс НТР - Научно-техническая революция НС - Ноосфера ООС - Охрана окружающей среды ОН - Охрана природы ОПС - Охрана природной среды ОС - Окружающая среда СВЭО - Система внешкольного экологического образования СЭО - Система экологического образования ТА - Творческая активность ТД - Творческая деятельность ТЗд - Творческое задание ТГМК - Ташкентский гидрометеорологический колледж Главного управления при Кабинете Министров Республики Узбекистан (входит в состав Всемирного метеорологического объединения) ТК - Творческие качества ТН - Творческие навыки ТР - Творческая работа ТС - Творческая способность ТУ - Творческие умения ТЭД - Творческая экологическая деятельность УВП - Учебно-воспитательный процесс УДО (ВУ) - Учреждения дополнительного образования (внешкольные учреждения) ЦА - Центральная Азия ЦОМ - Центр одаренной молодежи ЦТиК - Центр туризма и краеведения обучаемой молодежи при Министерстве народного образования Республики Узбекистан ЦТТМ - Центр технического творчества обучаемой молодежи при Министерстве народного образования Республики Узбекистан ЭАК - Экоантропокосмизм ЭВ - Экологическое воспитание ЭГ - Экологическая грамотность ЭЗ - Экологические знания ЭД - Экологическая деятельность ЭЗд - Экологическое задание ЭК - Экологическая культура ЭН - Экологическая направленность ЭО - Экологическое образование ЭОиВ - Экологическое образование и воспитание ЭС - Экологическое сознание НИЛ - Научно-исследовательская лаборатория Глоссарий Антропокосмизм - антропо (греч. «человек») + Космос = единение человека с Космосом, ощущение себя членом не только семьи, государства, планеты, но и всей Вселенной. В нашем понятии антропокосмизм представляет собой комплексную учебно-воспитательную систему в процессе ТД, ориентированную на формирование гармоничной личности XXI века, осознающей ИоГЖ В.И. Вернадского, способные решать проблемы экологии в условиях НС. Он как критерий ЭО - для формирования у личности подростка ЭС, которая включает в себя наличие системы ЭЗ (интеллектуальная сфера личности) убеждений (нравственно-этическая сфера личности), умение принимать и реализовывать решения в области гигиены, ОП, Космоса и человека в ней, ОС и атмосферы, их очистка и процессы урбанизации, НС рационального использования природных ресурсов, защиты атмосферы от загрязнения промышленными отходами, гидрометеомелиорации и почвоведения, что будет способствовать в дальнейшем развитию АК. Внешкольники - важное звено системы непрерывного образования, содержание которого должно быть увязано с содержанием ЭО предыдущих - дошкольников следующих ступеней - подростков-студентов. ЭЗ, полученные в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы ЭН. Внешкольные учреждения способствуют осуществлению непрерывности УОП, существенно дополняют работу школ, используя свои специфические возможности и формы. Их значение возрастает как инструктивно-методических и организационно-массовых опорных пунктов воспитательной работы в районе, микрорайоне, городе. Появление новых форм совместной деятельности, воспитательных центров (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы и т.д.) способствовало определению места ВУ в этой работе и тем самым активизировало процесс ЭО обучаемых. Деятельность представляет собой процесс выполнения комплекса взаимосвязанных работ, последовательное осуществление которых обеспечивает достижение ее общей цели. Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у обучаемых определенное отношение к природе, космосу, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию. Образование - процесс трансляции (т.е. целевой передачи) потомкам или современникам культурных, нравственных, эстетических экологических ценностей, накопленных в процессе всей жизни человечества. Образовательные системы - все те социальные институты, в том числе и ВУ, чьей целью является образование человека. Все их элементы должны быть, по нашему убеждению, включены в процесс взаимодействия, которое - и в этом их главная их особенность - должно быть направлено на формирование личности. Система экологического образования - система основных и общественных организаций, министерств, ведомств, учреждений, ответственных за формирование у личности основных параметров ЭЗ, умений и навыков. Для реализации она должна соответствовать нормам экологической образованности, отражать актуальные потребности общества и учитывающие возможности реальной личности в системе ЭО молодежи в условиях НС. Экоантропокосмизм или АК - основа ЭО в процессе ТД подростков - мы понимаем как организованный процесс ТД подростков в УДО, приводящий к осознанию личностью взаимовлияния всего сущего в окружающем пространстве, начиная от ближайшей ОС (экологии) и до глубины Космоса, и способствует формированию высокой ЭН и ЭК. Экологическое воспитание внешкольника - приоритетное звено в системе непрерывного ЭО, необходимое условие реализации цели устойчивого развития тысячелетия и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - махалля- школа - ВУ - вуз - профессиональная деятельность). Обучаемый должен осознать себя как часть природы, Космоса - экологическое воспитание способствует формированию у него не только определенного отношения к ним (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и к ноосфере и рациональному природоиспользованию. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием положительных эмоций, умений, навыков сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). Под экологическим воспитанием обучаемых мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Эковоспитание должно учить их, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экокультура - внутренний набор привычек человека, которые ориентируют его на грамотное восприятие целостности окружающей природы и Космоса и глобальности здорового образа жизни на планете. Экология (от греч. oikos - дом, жилище, местопребывание и... логия) - наука об отношениях растительных, животных организмах и человека и образуемых ими сообществ между собой и ОС. Термин «экология» предложен Э. Геккелем в 1866 г. Сегодня существует более 100 ее определений. С 70-х годов XX в. складывается экология человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и ОС, а также практические проблемы ее охраны. Актуальна экологизация современной науки и практики. Современные экологические проблемы вызвали к жизни ряд всемирных общественно-политических движений («зеленые» и др.).Экологические наблюдения - вид исследования, ставящий целью изучение, описание общей качественной картины сохранения мира, связи человека с ним, а, следовательно, способствует развитию антропокосмизма.Примеры различных экологических наблюдений помогают кружковцам глубже осознать материальность и познаваемость природных явлений, научиться отличать реальность от внешней, кажущейся видимости.Эконравственность - внутреннее убеждение человека в необходимости строить свои отношения с ОС по законам любви (внутреннее убеждение в невозможности строить свои отношения с ОС иначе, чем по законам любви)Экологическое образование представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - ПС. Оно в процессе ТД предусматривает формирование у подростков как определенных ЭЗ, умений и навыков, так и интереса к ТД, активных личных качеств. Экологическое образование подростков в процессе творческой деятельности ВУ как интегральное формирование свойств, качеств, интересов, обладающего суммой экознаний, умений и навыков, ориентированной на творческую деятельность во ВУ и непосредственно через определенный кружок, секцию, клуб по интересам подростков. Из данного определения следует, что ЭО в процессе ТД - понятие многоплановое, многомерное и многоаспектное. Для эффективности ее реализации предлагаем учет системности и преемственности форм ВЭО. Развитие у подростка, как субъекта деятельности творческой активности, эконравственности, мышления антропокосмизма как ее субъекта - важнейшая цель любой образовательной системы мира, и мы эту цель рассматриваем в качестве системообразующего фактора. Экообразование - это процесс формирования личности, живущей в состоянии творческой активности в сбалансированном мире, основанном на отношениях любви и гармонии со всем окружающим. Оно включает в себя экологическую культуру, экологическую нравственность, экологическую эстетику. Экоэстетика - внутреннее стремление человека к достижению гармонии в отношениях с внешним миром, любовь к красоте. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ И АСТРОАВИАКОСМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА Межвузовский сборник Научно – Методических статей Ташкент -2009
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ АНТРОПОКОСМИЗМА МЕДЖИДОВА А. С, ТГАИ Антропокосмизм - антропо (греч. человек) + Космос = единение человека с Космосом, ощущение себя членом не только семьи, государства, планеты, но и всей Вселенной. В нашем понимании антропокосмизм представляет собой комплексную учебно-воспитательную систему, ориентированную на формирование гармоничной личности XXI века, осознающей идеи В.И. Вернадского о глобальности жизни, способов решений проблем экологии в условиях ноосферы. Он как критерий экологического образования - для формирования у личности подростка экологического сознания, которая включает в себя наличие системы экологических знаний (интеллектуальная сфера личности) убеждений (нравственно-этическая сфера личности), умение принимать и реализовывать решения в области гигиены, охраны природы. Космоса и человека и ней, окружающей среды и атмосферы, их очистка и процессы урбанизации, ноосферы рационального использования природных ресурсов, защиты атмосферы от загрязнения промышленными отходами, гидрометеомелиорации и почвоведения, что будет способствовать в дальнейшем развитию антропокосмизма. Внешкольники - важное звено системы непрерывного образования, содержание которого должно быть увязано с содержанием экологического образования предыдущей - дошкольников и следующих - подростков, студентов - ступеней. Экологические знания, полученные в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности. Внешкольные учреждения способствуют осуществлению непрерывности УОП, существенно дополняют работу школ, используя свои специфические возможности и формы. Их значение возрастает как инструктивно-методических и организационно-массовых опорных пунктов воспитательной работы в районе, микрорайоне, городе. Появление новых форм совместной со школами деятельности социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы и т.д. способствовало определению места внешкольных учреждений в этой работе и тем самым активизировало процесс экологического образования обучаемых. Деятельность - выполнение работ, которое обеспечивает достижение ее общей цели. Знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у обучаемых определенное отношение к природе, Космосу, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию. Образование - процесс трансляции (т.е. целевой) передачи современникам или потомкам культурных, нравственных, эстетических экологических ценностей, накопленных в процессе всей жизни человечества. Образовательные системы - вес социальные институты, в том числе и внешкольные учреждения, чьей целью является образование человека. Все их элементы следует, по нашему убеждению, включить в процесс взаимодействия, которое - и в этом их главная особенность - должно быть направлено на формирование личности. Система экологического образования - система министерств, ведомств, учреждений и организаций, ответственных за формирование у личности основных параметров экологических знаний, умений и навыков. Она должна соответствовать нормам экологической образованности, отражать актуальные потребности общества и учитывать возможности овладения реальной личностью знаниями экологии в условиях ноосферы. Экоантропокосмизм - организованный процесс творческой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования, ведущий к осознанию личностью взаимовлияния всего сущего от ближайшей окружающей среды (экологии) до глубины Космоса, и способствующий формированию высокой экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием положительных эмоций, способностью сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться О живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). Иными словами, под экологическим воспитанием обучаемых мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экокулыпура - внутренний набор привычек человека, которые ориентируют его на грамотное восприятие целостности окружающей природы и Космоса, глобальности здорового образа жизни на планете. Экология (от греч. - дом, жилище, местопребывание и логос) - наука об отношениях растительных, животных организмов, человека и образуемых ими сообществ с окружающей средой. Термин «экология» предложен Э. Геккелем в 1866 г. Сегодня существует более 100 ее определений. С 70-х годов XX в. складывается экология человека, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические вопросы ее охраны. Актуальна экологизация современной науки и практики. Экологические проблемы вызвали к жизни ряд всемирных общественно-политических движений («зеленые» и др.). Экологические наблюдения - вид исследования, ставящий целью изучение, описание общей качественной картины сохранения мира, связи человека с ним, а, следовательно, способствующий развитию антропокосмизма. Экологические наблюдения помогают кружковцам глубже осознать материальность и познаваемость природных явлений, научиться отличать реальность от кажущейся видимости. Эконравстветостъ - внутреннее убеждение человека в необходимости строить свои отношения с окружающей средой по законам любви. Экологическое образование представляет целостную систему. охватывающую нею жизнь человека; оно должно начинаться с раннего детства. когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно-природной средой, и в процессе творческой деятельности предусматривает формирование у подростков как определенных экологических знаний, умений и навыков, так и интереса к творчеству, активных личных качеств. Экологическое образование - понятие многоплановое, многомерное и многоаспектное. Для эффективности ее реализации предлагаем учет системности и преемственности форм внешкольного экологического образования. Формирование у подростка творческой активности, экокультуры. эконравственности, экоэстетики, мышления антропокосмизма - важнейшая цель любой образовательной системы мира, и мы эту цель рассматриваем в качестве системобразующего фактора. Экоэстспшка внутреннее стремление человека к достижению гармонии в отношениях с внешним миром, любовь к красоте. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЙ И АСТРОАВИАКОСМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В ВУЗАХ УЗБЕКИСТАНА Межвузовский сборник Научно – Методических статей (с. 163-165, 214-220, 231-234) Часть 1Ташкент -2007
ЭКОАНТРОПОКОСМИЗМ КАК ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Меджидова А. С. Ташкентский Государственный авиационный институт Ноосфера является фундаментом антропокосмизма, который, в свою очередь, представляет собой процесс перехода Человечества на следующую ступень развития, где человек будет осознано (и грамотно) занимать свое главенствующее положение, свой статус «творца природы» и Космоса. Осуществлять этот процесс придется новому, молодому поколению, поэтому главная ответственность за решение этой задачи ложится, конечно же, на тех, кто занимается воспитанием, формированием личности молодого поколения страны, планеты, Вселенной. Ислам Каримов в книге «Новое мышление -требование времени» говорит об этом так: «... Не просто подбор и расстановка руководителей, как это было всегда, а прежде всего, обучение людей, в первую очередь руководителей на всех уровнях управления и производства, ... вторая проблема, упирается в воспитателя, то есть учителя...разумеется, эту проблему трудно решить разом, но, не решив ее, не имеет смысла говорить о воспитании грядущего поколения... Говоря о реформе образования, можно точно определить ее суть: нам нужны не выпускники, а люди, получившие достойное образование и воспитание. ... сама логика требует подбирать для работы в начальных классах, там, где формируется мировоззрение, ум, интеллект ребенка, самых лучших, опытных преподавателей» [1]. Залогом формирования современной творчески активной личности выступает оптимальное использование общечеловеческих и национальных ценностей, заключенных в опыте мировой педагогики и психологии. В связи с этим огромное значение приобретает психолого-педагогическая мысль узбекского народа, которая строилась с учетом его менталитета, национальных особенностей, нравственности и рационального использования опыта других народов. Мы считаем, что он обусловлен усилением роли в образовании процесса творческой деятельности и осознанием обучаемым ВУЗа авиационной отрасли себя как некоего единого целого, способного и стремящегося к самовыражению. Важным выводом видных психологов и педагогов является положение о том, что творчество не есть врожденное качество, ему можно и нужно учиться. При этом наиболее эффективный путь достижения желаемой цели в нашем понятии - включение (вовлечение) личности студента в активную творческую учебную и внеурочную деятельность. Проблема экологического образования общества приобретает в условиях ноосферы все большее значение на фоне экологического кризиса. Ядро экологического образования и воспитания, по нашему убеждению, составляет антропокосмизм, основным средством формирования которого призвана стать целенаправленная система экологического образования в процессе творческой деятельности студентов. Антропокосмизм - антропо (греч. человек) + Космос = единение человека с Космосом, ощущение себя членом не только семьи, государства, планеты, но и всей Вселенной. В нашем понимании антропокосмизм представляет собой комплексную учебно-воспитательную систему, ориентированную на формирование гармоничной личности XXI века, осознающей идеи В.И. Вернадского о глобальности жизни, способов решений проблем экологии в условиях ноосферы. Он как критерий экологического образования - для формирования у личности студента экологического сознания, которая включит в себя наличие системы экологических знаний (интеллектуальная сфера личности) убеждений (нравственно-этическая сфера личности), умение принимать и реализовывать решения в области гигиены, охраны природы. Космоса и человека в ней, окружающей среды и атмосферы, их очистка и процессы урбанизации, ноосферы рационального использования природных ресурсов, зашиты атмосферы от загрязнения промышленными отходами, гидрометеомелиорации и почвоведения, что будет способствовать в дальнейшем развитию ангропокосмизма. Анализ философской и психолого-педагогической литературы, интернет-материалов стран СНГ и зарубежья позволил обнаружить большое число определений понятия «экообразование», достаточно подробно рассматриваются его содержание, структуры, формы и способы формирования (М.Г.Ашманис, Р.С.Карпинская, И.К.Лисеев, Г.В.Платонов, А.Г.Спиркин, А.С.Тонких, К.П.Шуртаков, В.Ф.Черноволенко и др.). Однако, сочетание антропокосмизма в педагогической и психологической науке до сих пор не нашло своего применения. В педагогическую науку сравнительно недавно вошло сочетание «экологическое мировоззрение», благодаря работам И.Д.Зверева, Б.В.Комиссарова, И.Н.Пономаревой, И.Т.Суравегиной. Н.М.Черновой и др., включающие в себя познавательный, ценностно-нормативный, чувственно-волевой и морально-нравственный компоненты. Экологическое мировоззрение, по убеждению вышеуказанных ученых, является составляющей процесса социализации и воспитания личности и рассматривает в формировании экомировоззрения через дисциплины естественнонаучного цикла и, прежде всего, экологию, анализ традиционного содержания курсов ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, построенных по дисциплинарному принципу. Все это показывает, что усилия ученых и практиков, в основном направлены на раскрытие их экологического потенциала за счет обогащения большим фактическим материалом, информирующим студентов о частных проблемах экологии и охраны природы. Однако, как показывают исследования, существенно повлиять на процесс формирования экологического мировоззрения в рамках такого подхода не всегда удается. В связи с этим содержание экологического образования в процессе творческой деятельности студентов нуждается в концептуальной перестройке, на основе которой можно было бы как излагал В.С.Библер, что соединить, осмыслить в единстве - не сводя, друг к другу, разные, прямо противоположные смыслы бытия и способы его познания. Неограниченные возможности для ее осуществления дает новое направление -антропокосмизм -теория идей В.И.Вернадского о глобальности жизни. О своевременности использования его идей в содержании образования высказываются В.Г.Виненко, Л.Я.Зорина. А.А.Мелентьева и др., усматривая в них возможность сформировать у учащихся систему обобщенных знаний, являющихся основой экологического мировоззрения. Однако концептуальные теории антропокосмизма в экологическом образовании пока не нашли своего отражения а содержании традиционных гуманитарных, естественнонаучных дисциплин. Эффективность творческой экологической деятельности не дает желаемых результатов. Таким образом, обнаруживается противоречие между современными требованиями педагогики и психологии к антропокосмизму, процессу экологического образования и ограниченными возможностями реализации этих требований на практике. Исходя из этого, реализация личностно-деятельностного подхода к антропокосмизму, как основе экологического образования в процессе творческой деятельности студентов авиационных институтов и исследование влияния этого нововведения на процесс формирования экологической нравственности, культуры, творческой активности и мышления антропокосмизма, являются одной из актуальных проблем теории и практики психолого-педагогических наук. Это позволяет нам разработать теоретические, психолого педагогические и другие положения, обусловливающие эффективное осуществление творческой деятельности студентов во внеурочное время на занятиях в кружках, секциях, интернет-клубах, лабораториях экологической направленности [10]. Литература 1. И.А. Каримов. Узбекистан яа пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса 1997г. //Каримов. И.. По пути безопасности и стабильного развития. Ташкент: Узбекистон, Т.б.С.101. 2. Каримов Ислам. Наша главная цель - воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным. 9 января 2004г. // Каримов И.. Мир и безопасность страны зависят от единства и воли народа. Ташкент Узбекистон. 2004г. Т.)2.-С. 100-102, 192-221. 3. Абдуллаев И.К. Комплексные социально-гигиенические исследования здоровья женщин, проживающих в экологически неблагоприятных регионах, и мероприятия по его улучшению на основании материалов Хорезмской области: Автореф. дис.... д-ра мед.наук. - Т.: РТПИ. 2001. -34 с. 4. Абдуллаева Г.З. Экологическая политика Республики Узбекистан в условиях поэтапной интеграции в мировое сообщество. Политические проблемы Международных систем и глобального развития: Автореф.... ; канд.псих.наук. - Т.: МВД РУз., Уйивёрвйге* мировой экономики и дипломатии. 2001. - 22,с. 5. Аральское море. Программа, экологической и региональной помощи (АСПЕРА) в поддержку Аральского моря. - Т.: ЮНИСЕФ - «ЭКОСАН». -1995. -10 с. 6.10. А.С. Меджидова. Экоангропокосмизм. Т.: «Фан», 2006- 220С.
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОАВИАКОСМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В УЗБЕКИСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ Межвузовский сборник научно-методических статей (с. 85-88) Ташкент 2006г.
(136-139)
Алмаз-Ханум МЕДЖИДОВА, к.п.н., доцент, завкафедрой «Профессионального образования» Ташкентского государственного авиационного института ЭКОАНТРОПОКОСМИЗМ Экологические проблемы современности все настойчивее привлекают внимание ученых, философов, политиков, медиков, юристов. Актуальность их предопределена и в педагогической практике. Это говорит как о важности самих проблем и комплексного характера их изучения, так и о необходимости совместных и четко координируемых усилий, направленных на экологическое образование молодежи. Взаимодействие природы и человека давно вышло за национальные и региональные рамки. Анализ современного состояния проблемы экологии показывает, что характерными станут исследования процессов, охватывающих не только био-, но и ноосферу. В свою очередь, это требует пристального внимания к изучению ее фундамента - антропокосмизма и в основной школе, и во внешкольных учреждениях. Все это предопределяет его приоритетность как базы экологического образования в процессе творческой деятельности. Оно должно быть нацелено на выяснение сущностных характеристик экологических явлений, которые в итоге выступают как важные обобщения международных конвенций не только по охране окружающей природы, но и Космоса. Особое внимание к проблеме антропокосмизма в экологическом образовании подростков определяется возросшими требованиями нашего общества к экологическому воспитанию, охране окружающей среды и Космоса в условиях ноосферы. Отличительная черта этого процесса состоит в том, что у руководителя кружка учреждения дополнительного образования часто отсутствуют алгоритмические предписания, последовательное выполнение которых гарантирует успешный результат. Не всегда научная литература дает ответ на интересующую нас проблемную экологическую ситуцию. Методика организации работы кружков экологической направленности, содержание авторских программ мониторинга окружающей среды, наблюдения за состоянием водных объектов и атмосферного возду ха представляют удачный симбиоз экологических знаний и разработанных на их основе практических действий подростков исследовательского характера. Критерии эффективности формирования экологической культуры, нравственности и антропокосмизма использованы нами при составлении учебных планов и программ, научно-методических разработок, а также на курсах повышения квалификации руководящих работников внешкольных учреждений. На наш взгляд, молодежь, активно общаясь с окружающей средой, наблюдая ее ответные реакции, на пороге взрослой жизни совершенно органично ощущает себя уникальной, неповторимой и весьма значимой частью космоса, Вселенной и так же естественно воспринимают связанную с этим ответственность. Создание истории и теории экологического образования в процессе творческой деятельности молодежи в Узбекистане - очень сложная и объемная задача. Для ее решения предметом дальнейшего изучения могут стать: 1) философия экоантропокосмизма в образовании (статус, проблемы, перспективы); 2) методологические проблемы развития педагогического прогнозирования и науковедения в области антропокосмизма; 3) методология и методика педагогических и междисциплинарных исследований в сфере экоантропокосмизма; 4) проблемы дидактики и теории экологического воспитания в новых социально-экономических условиях; 5) теоретические и прикладные проблемы взаимодействия наук об экоантропокосмизме и социально-педагогической практики; 6) концептуально-критериальные основы оценки эффективности влияния международных экологических проектов и программы (в рамках программ «Чистый воздух», «Вода», «Арал», «АСПЕРА», «ГЛОУБ-ЭКОСАН» и др.) на образование молодежи; 7) история развития экоантропокосмизма и наук об экологии в Узбекистане; 8) экологический анализ и оценка инновационных процессов развития экоантропокосмизма в странах ближнего и дальнего зарубежья с использованием ресурсов Интернет, развития международного экологического движения «Экофорум»; 9) интегративные процессы формирования экоантропокосмизма на основе реализации международных экологических программ; 10) проблемы экологизации технических средств обучения и современные педагогические технологии; 11) вопросы экоантропокосмизма в трудовом и профессиональном обучении. В соответствии с рекомендуемыми направлениями исследований целесообразно создать сеть научных институтов либо институтов по повышению квалификации работников народного образования, имею щую подвижный характер и ориентируемую на формирование не только стабильных, но и временных творческих коллективов для изучения наиболее актуальных проблем развития экологического образования в Узбекистане. Кроме того, предлагаем предусмотреть создание при необходимости следующих отделов: философии экологического образования и теоретической педагогики; истории развития экологического образования и экологии, экологизации технических средств обучения (который объединит усилия ученых разных дисциплин для координации деятельности по экологизации и созданию' современных экологически чистых технологий, применяемых в педагогической практике); сравнительной педагогики и международных исследований в экологическом образовании. Расширение сети внешкольных учреждений будет способствовать созданию новой, отвечающей современным требованиям, законодательной и нормативно-правовой базы организационно-управленческих механизмов функционирования системы экологического образования. Развитие у подростка как субъекта деятельности творческой активности, формирование экологической нравственности, мышления антропокосмизма - важнейшая цель любой образовательной системы мира, и мы ее (цель) рассматриваем в диссертации в качестве системообразующего фактора. Характерной чертой современной экологии является исследование процессов, охватывающих всю биосферу, что требует особенно пристального внимания к изучению ее основ как в обычной школе, так и во внешкольных учреждениях, воскресных школах и т.п. Это предопределяет приоритетность педагогического процесса по экологическому образованию, одновременно налагая серьезную ответственность на его подвижников. В своей основе экологическое образование должно быть нацелено на выяснение сущностных характеристик экологических явлений, которые в итоге выступают как важные обобщения международных конвенций по охране окружающей среды. Особое внимание к проблеме экологического образования подростков определяется возросшими требованиями нашего времени к экологическому воспитанию, охране природы. Однако анализ литературных источников и результатов исследований свидетельствует о том, что до сих пор еще не стал предметом специального изучения такой важный вопрос, как творческая деятельность подростков в процессе экологического образования, формирование интереса к экологии, несмотря на то, что в настоящее время гло бальность экологических процессов становится распространенным явлением. Теория экологического образования отводит ведущую роль в формировании человеческой личности социальной среде, исходя из обоснования материалистического понимания сущности человека, которая не есть абстракт, характерный для отдельного индивида, а в своей деятельности выступает как совокупность всех общественных отношений. Мы полагаем, что личность нельзя рассматривать изолированно от социальных и экологических условий того общества, в котором она существует, ибо в ее свойствах отражаются свойства социальной среды. При этом под социальной средой мы подразумеваем не только общество в целом, но и классы, профессиональные, возрастные и прочие социальные группы, в состав которых входит данная личность, где экологическое образование выступает не только как важный фактор гуманизации личности, но и способствует развитию антропокосмизма. Список использованной литературы 1.Каримов Ислам. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. 1992. // Каримов И.. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. Ташкент: Узбекистон. 1996.Т.1. - С.76. 2.Каримов Ислам. Правовая гарантия нашего великого будущего. 7 декабря 1993 г. // Каримов И.. Наша цель: свободная и процветающая Родина. Ташкент: Узбекистан. 1996.Т.2. - С.91-109. З.Каримов Ислам. Высококвалифицированные специалисты - стимул прогресса. Речь на открытии Академии Государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан 3 октября 1995 г. // Ислам Каримов. По пути созидания. - Ташкент, Узбекистон. 1996. -Т.4. -С. 39-56. 4.Каримов Ислам. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса 1997г. // Каримов И.. По пути безопасности и стабильного развития. Ташкент: Узбекистон. Т.6. -С.101. 5.Каримов Ислам. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО. 6 ноября 1998г. // Каримов И.. Свое будущее мы строим своими руками. Ташкент: Узбекистон.1999г. Т.7. - С.200. 6. Каримов Ислам. За процветание Родины - каждый из нас в ответе.16 февраля 2001 г.Ташкент: Узбекистон. 2001г. Т.9. - С.206 -242. 1-2. Аспекты экообразования молодежи.
Меджидова Алмаз-ханум (ТГАИ) Экологические проблемы современности все настойчивее привлекают внимание ученых, философов, политиков, медиков, юристов. Актуальность их предопределена и в педагогической практике. Это говорит как о важности самих проблем и комплексного характера их изучения, так и о необходимости совместных и четко координируемых усилий, направленных на экологическое образование молодежи. Взаимодействие природы и человека давно вышло за национальные и региональные рамки. Анализ современного состояния проблемы экологии показывает, что характерными станут исследования процессов, охватывающих не только биосферу, но и ноосферу. В свою очередь, это требует пристального внимания к изучению ее фундамента - антропокосмизма и в основной школе, и во внешкольных учреждениях. Все это предопределяет его приоритетность как базы экологического образования в процессе творческой деятельности. Оно должно быть нацелено на выяснение сущностных характеристик экологических явлений, которые в итоге выступают как важные обобщения международных конвенций не только по охране окружающей природы, но и Космоса. Особое внимание к проблеме антропокосмизмав экологическом образовании подростков определяется возросшими требованиями нашего общества к экологическому воспитанию, охране окружающей среды и Космоса в условиях ноосферы. Отличительная черта этого процесса состоит в том, что у руководителя кружка учреждения дополнительного образования часто отсутствуют алгоритмические предписания, последовательное выполнение которых гарантирует успешный результат. Не всегда научная литература дает ответ на интересующую нас проблемную экологическую ситуацию. Методика организации работы кружков экологической направленности, содержание авторских программ мониторинга окружающей среды, наблюдения за состоянием водных объектов и атмосферного воздуха представляют удачный симбиоз экологических знаний и разработанных на их основе практических действий подростков исследовательского характера. Критерии эффективности формирования экологической культуры, нравственности и антропокосмизма использованы нами при составлении учебных планов и программ, научно-методических разработок, а также на курсах повышения квалификации руководящих работников культуры и образования. На наш взгляд, многонациональная сплоченная молодежь, активно общаясь с окружающей средой, наблюдая ее ответные реакции, на пороге взрослой жизни совершенно органично ощущает себя уникальной, неповторимой и весьма значимой частью Космоса, Вселенной и так же естественно воспринимают связанную с этим ответственность, единство и силу. Создание истории, теории и методики экологического образования в процессе творческой деятельности молодежи - очень сложная и объемная задача. Для ее решения предметом дальнейшего изучения могут стать: 1) философия экоантропокосмизма в образовании и культуре (статус, проблемы, перспективы); 2) методологические проблемы развития педагогического прогнозирования и науковедения в области антропокосмизма; 3) методология и методика педагогических и междисциплинарных исследований в сфере экоантропокосмизма; 4) проблемы дидактики и теории экологического воспитания в новых социально-экономических условиях; 5) теоретические и прикладные проблемы взаимодействия наук об экоантропокосмизме и социально-педагогической практики; 6) концептуально-критериальные основы оценки эффективности влияния международных культурно-экологических проектов и программы (в рамках программы «Интекол » и др.) на образование и культуру молодежи; 7) история развития экоантропокосмизма и наук об экологии в Узбекистане; 8) экологический анализ и оценка инновационных процессов развития экоантропокосмизма в странах ближнего и дальнего зарубежья с использованием ресурсов Интернет, развития международного экологического движения «Экофорум»; 9) интегративные процессы формирования экоантропокосмизма на основе реализации международных экологических программ; 10) проблемы экологизации технических средств обучения и современные педагогические технологии: 11) вопросы экоантропокосмизма в трудовом, профессиональном и культурно-просветительском обучении. Предлагаем предусмотреть создание при необходимости следующих отделов: философии экологического образования и культуры, теоретической педагогики; истории развития экологического образования, культуры и экологии, экологизации технических средств обучения (который объединит усилия ученых разных дисциплин для координации деятельности по экологизации и созданию современных экологически чистых технологий, применяемых в педагогической практике): сравнительной педагогики и международных исследований в экологическом образовании и культуре, Расширение сети кружков, клубов, секций по экологическому образованию и воспитанию молодежи будет способствовать развитию у молодежи как субъекта деятельности творческой активности, формирование экологической нравственности, мышления антропокосмизма - важнейшая цель любой культурно-образовательной системы мира, и мы ее (цель) рассматриваем в качестве систем образующего фактора. Характерной чертой современной экологии является исследование процессов, охватывающих всю биосферу, что требует особенно пристального внимания к изучению ее основ в системе непрерывного образования. Это предопределяет приоритетность педагогического процесса по экологической культуре и образованию, одновременно налагая серьезную ответственность на его подвижников. В своей основе экологическая культура и образование должны быть нацелены на выяснение сущностных характеристик экологических явлений, которые в итоге выступают как важные обобщения международных конвенций по охране окружающей среды. Особое внимание к проблеме экологического образования и культуры молодежи определяется возросшими требованиями нашего времени к экологическому воспитанию, охране природы, общества. Однако анализ литературных источников и результатов исследований свидетельствует о том, что до сих пор еще не стал предметом специального изучения такой важный вопрос, как творческая деятельность молодежи в процессе экологического образования и культуры, формирование интереса к культуре и экологии, несмотря на то, что в настоящее время глобальность экологических процессов становится распространенным явлением. Теории экологического образования и культуры отводят ведущую роль в формировании человеческой личности социальной среде, исходя из обоснования материалистического понимания сущности человека, которая не есть абстракт, характерный для отдельного индивида, а в своей деятельности выступает как единство и совокупность всех международных общественных отношений. Мы полагаем, что личность нельзя рассматривать изолированно от социальных и экологических условий того общества, в котором она существует, ибо в ее свойствах отражаются свойства социальной среды. При этом под социальной средой мы подразумеваем не только общество в целом, но и классы, профессиональные, возрастные и прочие социальные группы, в состав которых входит данная личность, где экологическое образование и культура выступают не только как важные факторы гуманизации личностей, т.е. единства и сплоченности всех проживающих наций и народностей в условиях ноосферы, но и способствует развитию экоантропокосмизма. Литература 1. Каримов Ислам. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса 1997г. // Каримов И.. По пути безопасности и стабильного развития. Ташкент: Узбекистан. Т.6. - С. 101. 2. Каримов Ислам. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии исполнительного совета ЮНЕСКО. 6 ноября 1998г. // Каримов И.. Свое будущее мы строим своими руками. Ташкент: Узбекистон. 1999г. Т.7. - С.200. 3. Каримов Ислам. За процветание Родины - каждый из нас в ответе. 16 февраля 2001 г.Ташкент: Узбекистон. 2001г. Т.9. - С.206 - 242. 4. Каримов Ислам. Наша главная цель - воспитать подрастающее поколение физически и духовно совершенным. 9 января 2004г. // Каримов И.. Мир и безопасность страны зависят от единства и воли народа. Ташкент: Узбекистон. 2004г. Т. 12.- С. 100-102, 192-221. 5. Меджидова А.С. Экоантропокосмизм: антропокосмизм как основа экологического образования и воспитания в процессе творческой деятельности подростков.- ч.издание. Монография. - Т.: Фан. 2006. - 220 с. 6. Ekoantropocosmizm // INFO . Com . Uz . 2006, №10, с.57-58. Пятая международная конференция ООН совместно с Российской академией образования, Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития , Том 2 , Санкт – Петербург Ташкент 2007
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||